С 2013 года МБОУ Школа № 26 работает в рамках инновационных площадок Нижегородского института развития образования (2013-2016 гг. Федеральная инновационная площадка ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа»; 2019-2022 гг. Федеральная инновационная площадка ГБОУ ДПО НИРО «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях» .
Основной целью инновационной работы является разработка организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Необходимым условием успешной профориентации является приобщение учащихся к трудовой деятельности, проведение профессиональных проб. На протяжении ряда лет эту задачу успешно решает деятельность по организации летней трудовой занятости подростков.
Трудовая бригада «Волшебники двора» функционирует и в этом году. В нее входят 15 подростков 14-17 лет из 7-10 классов. Бригадир – заместитель директора Селихова Ольга Павловна
Программа работы трудовой бригады предполагает практическое освоение основ профессий, связанных с благоустройством. В начале работы трудовой бригады проводится профориентационное тестирование и беседа по его результатам. Эту работу организует педагог-психолог школы Ахремкина Любовь Михайловна.
Ведущей деятельностью в детском возрасте является игра, поэтому работа в трудовой бригаде – сочетание отдыха и труда, досуга и общественно полезной деятельности.
Немаловажным фактором в работе бригады является психологический климат. Игры и тренинговые занятия на сплочение коллектива проводит педагог-психолог Ахремкина Любовь Михайловна.
Первый день работы трудовой бригады целиком посвящен планированию работы, охране труда и технике безопасности. Специалист по охране труда Семаева Екатерина Александровна и ответственный за пожарную безопасность в школе Сизова Надежда Николаевна проводят с ребятами вводный и противопожарный инструктажи. Совместно ребята оформляют уголок безопасности труда. Ребята распределяют обязанности, выбирают звеньевых и разрабатывают график дежурства.
Работа трудовой бригады строится по следующей схеме:
- На основе результатов профориентационного тестирования формируются группы – звенья.
- Каждое звено курирует педагог школы, отвечающий за проведение данной профпробы.
- Работая над реализацией общего проекта по благоустройству школы, отдельные звенья реализуют свои мини-проекты, в ходе которых осваивают основы профессий, проходят профпробы.
профессии, связанные с благоустройством
|
мини-проекты
|
выполняемые работы
|
ландшафтный дизайнер
цветовод
садовник
|
"Благоустройство территории школы"
|
уход за зелеными насаждениями
разбивка клумб, цветников
обрезка деревьев и кустарников
|
уборщик
дворник
|
"Главней всего - порядок в школе"
|
уборка территории;
очистка фасадов зданий и сооружений от несанкционированно размещенных надписей
уборка кабинетов, мытье парт и стульев
мелкий ремонт учебных пособий
|
библиотекарь
|
"Главней всего - порядок в школе"
|
помощь в расстановке книг в библиотеке, подклейка книг, систематизация учебников и периодических изданий
|
секретарь, делопроизводитель
|
"Главней всего - порядок в школе"
|
подшивка документов в архив, обновление стендов
работа с офисной техникой (принтером, ламинатором, брошюратором)
|
мебельщик
|
"Школа ремонта"
|
мелкий ремонт школьной мебели, подгонка парт и стульев по высоте
мелкий ремонт спортинвентаря, обновление разметки спортивной площадки
|
- По мере реализации проектов, проходят обсуждения промежуточных результатов, встречи с представителями различных профессий, конкурс лайфхаков.
- На каждого работника бригады заводится Карта личностного роста (пример в приложении), где ежедневно на итоговом сборе отмечаются качества, необходимые в успешном освоении профессии.
- В конце рабочего месяца кроме зарплаты и трудовой книжки ребята получат сертификат об освоении основ профессии.
Для большинства ребят участие в работе трудовой бригады – первый шаг в трудовую деятельность. Очень важно, что первый трудовой договор они заключили со своей школой, первая запись в трудовой книжке – МБОУ Школа № 26. Прилагая немало сил и стараний в благоустройстве школы, они учатся бережливому отношению к школьному имуществу, учатся гордится плодами своего труда.